Великий Социальный Синтез

интервью 1

(из эксклюзивного интервью журналу «Европейская столица»)

Средний по социально-деловой, культурной и духовной активности, по массовости первый и все растущий класс граждан или, коротко, «средний класс». Сегодня – это не только административные чиновники и служащие «силовых» структур, служители культа, инженеры и врачи, бизнесмены и коммерсанты, работники сферы услуг и обслуживания… Это и ученые, люди культуры и искусства. В их среде постоянно рождаются новые, нестандартные идеи, активно идет процесс творчества.
Примером может служить концепция Великого Социального Синтеза, выдвинутая и разрабатываемая профессором В.Н.УМНИКОВЫМ, президентом Академии проблем сохранения жизни, академиком ряда международных академий, Генеральным секретарем Общественной Организации Объединенных Наций. Сегодня эта концепция как понимание социального движения легла в основу «Доктрины УМНИКОВА» - принципа и системы перспективных национальных и межнациональных отношений.


Валерий УМНИКОВ,
Президент
Академии проблем
сохранения жизни,
Генеральный секретарь
Общественной Организации
Объединенных Наций:

МИР НА ПУТИ К СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМУ


Вместо предисловия

Анализ мировой политической мысли и полученного опыта показывает, что спасение человечества – в Великом Социальном Синтезе усилий самопреобразованной государственности и саморганизованной общественности. Общественная организованность не есть альтернатива государственности. Она – недостающая паритетная составляющая формирующейся полной системы организации социума на национальном и межнациональном уровнях.
Великий Социальный Синтез отношений различных организаций есть тенденция и метод новой жизни общества. Главное, что утверждает концепция Великого Социального Синтеза: общество живет в эпохе закономерного перехода от ига повиновения государству к социал-этатическому взаимоуправлению, к общественно-государственной взаимоопорности.
Великий Социальный Синтез есть объединение возможностей общественных сетевых и государственных иерархических отношений. В соответствии с концепцией Великого Социального Синтеза единство общества достигается через взаимодействие по общим программам сотрудничества. Общенациональные, общенародные потребности стимулируют привлечение всех ресурсов народа, объединенных, синтезированных программами и планами национального развития, ждут ответственных скоординированных усилий Общества, Церкви и Государства.
Будущая дееспособная государственность возможна только в согласии и взаимодействии с организованной, активной общественностью - в этом суть концепции Великого Социального Синтеза.
По мере развития мирового сообщества растущие системы неправительственных организаций в каждой стране и во всем мире представляют собой все более необходимый фундамент для формирования национального заказа развития, привлечения для этого дополнительных ресурсов и стабилизации жизни.
Осуществляемая государством и общественностью легализация всех принадлежащих народу культурно-духовных и материально-финансовых ресурсов как значительных источников внутренних социальных инвестиций - вот краткая формула причин постановки задачи Великого Социального Синтеза.
Главный источник и проводник внутренних социальных инвестиций – средний класс.
Один из главных признаков среднего класса – «средняя» степень удельного участия в организации движения национальных ресурсов. Именно это обстоятельство обрекает средний класс на рост массовости и организованности. Рост влияния среднего класса обусловлен еще и тем, что он управляет гораздо большим, чем владеет. Практически все управление движением национальных ресурсов реализуется именно средним классом, своеобразным национальным управленческим активом. Это – при мировой тенденции ослабления государственного участия в прямом управлении ресурсами своих стран.
Сегодня высокая активность среднего класса в движении ресурсов каждой страны находится в противоречии с его относительной социальной пассивностью. Ожидая дополнительных мер государственной поддержки, отказывая себе в настойчивой самоорганизации, средний класс фактически самотормозится, не оправдывает национальных надежд на быстрое проявление его высокой миссии.
Все еще остающаяся командно-назидательная роль государства, финансово-материальных и духовных иерархов по отношению к среднему классу объективно остается тормозом в дальнейшем национальном и межнациональном развитии. До последнего времени сказывалось отсутствие концепции и методологии развития как среднего класса, так и всей системы социальных структур и отношений.
В разных странах уже наметился и по-своему идет процесс перехода от жесткой государственной координации к гибкому партнерству и сотрудничеству с неправительственными организациями.
Основная работа среднего класса идет через регионы. В России также положено начало новому региональному общественному строительству.

Применению концепции Великого Социального Синтеза к международным отношениям также положено начало. По инициативе Академии проблем сохранения жизни, Международной академии наук экологической реконструкции, Международной академии духовного единства народов мира, Международной общественной организации бывших военнослужащих «Марс-Меркурий», Международного экологического фонда, Международной благотворительной ассоциации «Русь» и ряда других национальных и международных общественных организаций создана Общественная Организация Объединенных Наций, сокращенно - ОООН (Nongovernmental United Nations Organization, - NGUNO).
ОООН учреждена в г. Москве 29 июля 1999 года на межнациональной неправительственной, общественной основе как международный методологический и практический центр для регулярной подготовки:
- методологических и организационно-технологических основ уверенного, устойчивого и прогнозируемого социального, духовно-культурного и экономического развития наций;
- неправительственных заказов исполнительным социальным структурам по национальным и межнациональным программам развития;
- условий создания и работы систем культурного, духовного, информационного и финансово-материального обеспечения и поддержки совместной деятельности общественных и государственных структур по выполнению национальных и межнациональных программ развития.
Важно, что объединяющая неправительственные светские организации ОООН и ее Российская Ассамблея созданы в поддержку, а не в оппозицию существующей межправительственной ООН и мировым межконфессиональным организациям.

Основными принципами построения и работы ООН являются:
- равенство по отношению к использованию всех возможностей и выполнению всех обязательств Организации;
- взаимоуважение Членов Организации, независимо от возможностей или степени участия в ее программах;
- ответственность за неискаженное и полное представление вниманию мирового сообщества потребностей сохранения, жизни и развития Личности - Группы - Народа в каждой точке планеты;
- равнодоступность в общественных отношениях на основе перехода от преимущественного использования иерархических структурных связей к широкому развитию сетевого социального структурирования;
- взаимопомощь и разумная солидарность Членов Организации, стремление улучшить положение и возможности каждого в системе отношений Организации;
- открытость для участия и по деятельности отдельных Членов, и Организации в целом;
- невмешательство в дела государств, если не предложено соответствующее участие в интересах мирового сообщества, регионов мира или отдельных стран;
- добросовестность и тщательность в выполнении взятых по Уставу ОООН обязательств, чтобы обеспечить всем Членам Организации права и преимущества, вытекающие из принадлежности к Организации;
- системность в деятельности по подготовке и реализации конкретных национальных и межнациональных программам развития через Комитеты по направлениям деятельности, способные для этого создавать или приглашать специальные исполнительные учреждения всего мира.

***

Из эксклюзивного интервью журналу «Европейская Столица» на региональной презентации трилогии автора «СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ», изданной под общей рубрикой «Великий Социальный Синтез», и включающей книги «Великий Социальный Синтез», «Социальная комплементология» и «Система организации России». (Издательство «Реалии», 2001-2003 г.г.)

- Валерий Николаевич, какой смысл несет в Вашей трилогии общая рубрика «ВЕЛИКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ»?
- Словосочетанием «Великий Социальный Синтез» мной названа современная генеральная тенденция отношений основных сфер каждой нации – гражданского общества и государства. Долгие годы эта тенденция маскировалась противоборством государства и гражданского общества. Но сегодня обнажилась истинная, естественная направленность движения их отношений: к взаимной комплементности, к взаимодополнительности, к органичности в интересах целого–нации, к синтезу усилий для реализации программ национального развития.
С разными сторонами этой генеральной социальной тенденции связано содержание всех трех книг. Однако подробному анализу прошлого, настоящего и будущего этой тенденции посвящена книга, имеющая с тенденцией общее название.
- Ваши книги из разряда научной публицистики, и не каждый возьмется их читать, даже понимая важность темы. Какие основные практические выводы следуют из материалов трилогии?
- Книги содержат систему взглядов и выводов. Из этой системы для меня важнейший теоретический вывод – о компитализме, а практический – о Конституции Российского Государственно-Общественного Союза (коротко, Конституции Нации России).
- Что такое «компитализм»?
- «Компитализм» - сокращение словосочетания «комплементарный капитализм», обозначающего систему из двух комплементирующих (т.е. взаимодополняющих) видов капитализма – социалистического и либералистического. Такая система была, есть и в обозримом будущем останется во всех странах мира. Отличие лишь в пропорциях этих видов как составляющих системы компитализма нации.
- До сих пор мы знали, что были и вроде бы остаются соревнующиеся страны капитализма и социализма, но о СТРАНАХ КОМПИТАЛИЗМА читать не приходилось.
- Надеюсь, что теперь будем читать о мировой системе компитализма. Сегодня Мы – все компиталисты, а Мир – насквозь компиталистичен.
- И социалисты, и либералы, все – компиталисты?
- Именно так. Только они – капиталисты разного рода, взаимодополняющие один другого в своей сфере отношений системы нации: социалисты – в сфере государственной, общенародной, а либералы – в сфере гражданско-общественной, частно-корпоративной. Капитализм социалистический (капитал-социализм) и капитализм либералистический (капитал-либерализм) имеют общую экономическую сторону - формирование прибавочной стоимости, точнее - прибавочной ценности, а отличаются способом ее формирования и распределения: общенародным и частно-корпоративным, соответственно. То, что называют «странами социализма», на самом деле - страны компитализма с преобладанием в них государственных, общенародных, а значит - социалистических, точнее, капитал-социалистических отношений. А «страны капитализма» есть страны компитализма с преобладанием в них гражданско-общественных, частно-корпоративных, капитал-либералистических отношений.
- Что же нового, по существу, открывается через КОНЦЕПЦИЮ КОМПИТАЛИЗМА для совершенствования социальных отношений?
- Преодолевается влияние ряда мифов, искажавших суть и возможности объективных разновидностей капитализма, их взаимоотношений, а потому направлявших усилия миллионов на борьбу за призрачные схемы «победившего социализма» и «победившего либерализма». В частности, теряет смысл альтернативная постановка вопроса о «социализме или либерализме», о способности каждого из них самостоятельно справляться с проблемами жизни всей системы нации. Ни та, ни другая разновидность капитализма самостоятельно не способна эффективно охватить весь спектр проблем и программ развития страны. Только в системе взаимодополнительных, комплементарных отношений каждая из них в своей сфере (государства или гражданского общества) в итоге может быть эффективной для всей нации.
Важно и преодоление мифа о раздельности существования гражданского общества и бизнеса. На самом же деле, бизнес входит составляющей в систему гражданского общества (наряду с органами местного самоуправления и религиозными организациями, которых также часто пытаются искусственно отделить от гражданско-общественной системы). Восстановлена справедливость в отношении утверждения Гегеля о том, что гражданское общество – это все, что между семьей и государством.
Также снимаются мифы о наступившем «крахе социализма» и наступающем «крахе либерализма». На самом деле мы имеем дело лишь с более глубоким пониманием необходимости адекватного размещения и применения обеих технологий в системе нации. Опыт прошлого говорит об избыточных амбициях каждого из этих подходов, которые закончились их откатом на то место, в те рамки, которые им определены историей.
- А как же быть с известными предложениями о конформировании достоинств социализма и капитализма в единых рамках новых социальных отношений?
- Понятие «социализм» является разновидностью, частностью понятия «капитализм» (общенародной формой капитализма), отсюда - некорректность подобных предложений. Если же считать, что конформистами предлагается «вообще объединить достоинства социализма и либерализма», то и тогда речь идет о нереализуемом единстве, поскольку эти технологии жизнеспособны в разных сферах нации: социализм – в государственной, а либерализм – в гражданско-общественной. Корректна лишь постановка задачи о комплементировании возможностей капитал-социализма и капитал-либерализма в рамках общих программ развития страны при одновременном условии их раздельного развития в названных сферах нации.
- А каковы пропорции объемов, занимаемых капитал-социализмом и капитал-либерализмом в общем пространстве компитализма нации?
- Объемы, занимаемые сферами государства и гражданского общества (последнего - в формах разнообразного и разномасштабного кооперирования, корпоративизма), а значит сферами социализма и либерализма, в пространстве всей нации, подвижны и для каждой страны определяются историческими и ситуационными обстоятельствами. Движение «границы» между ними не носит однонаправленного характера. Например, в мобилизационные периоды (войны, экологические катастрофы, эпидемии, экономические кризисы) расширяются границы капитал-социализма. В спокойное время растет объем сферы капитал-либерализма.
- Вы упомянули как важный практический вывод – о необходимости Конституции Российского Государственно-Общественного Союза. Что такое «Государственно-Общественный Союз»?
- Государственно-Общественный Союз – это Союз двух комплементирующих, взаимонеобходимых, а не взаимопротивостоящих, систем нации - государства и гражданского общества. Комплементирование и есть решающий способ достижения той консолидации государства и гражданского общества, о которой настойчиво говорит Владимир Владимирович Путин.
Чтобы полноценно взаимно комплементировать с государством в уже неотвратимо складывающейся системе Российского Государственно-Общественного Союза гражданскому обществу в ближайшие годы необходимо самостоятельно решить ряд задач собственного развития, в частности – важнейшую задачу доорганизации. Необходимо создание Федерации Гражданского Общества России, позволяющее затем вместе с Российской (государственной) Федерацией конституировать Нацию России как «Российский Государственно-Общественный Союз». Тем самым закончится и доорганизация Нации России в целом, без чего невозможно полностью задействовать огромный политико-экономический потенциал страны.
Социальный комплементаризм национального масштаба по вертикалям, по горизонталям и по шкале исторического времени - вот концептуальная формула движения России, практически уже реализуемая как осмысленно (ответы на внешние вызовы), так и интуитивно («генетическое» движение нации).
Конечно же, сегодня общество находится лишь в начале движения к мощной социал-комплементной системе. Но в ближайшее время и мир, и внутренние проблемы ускорят системное комплементирование нации. Только тогда мы и мир почувствуем, что такое полный спектр ресурсов доорганизованной России.
И вот здесь для нас появятся новые возможности системного международного комплементирования, когда Россия гигантским невиртуальным блоком потенциала войдет в солидарно-зависимое кооперирование с другими нациями.
- В книге «Социальная комплементология» чувствуется поиск общих законов комплементирования.
- Для меня это – самое интересное. Общество не может жить без системной опоры на универсальные законы комплементности; например, – на идущий от Бога и пророков религиозно-нравственный Закон Любви или, в другой форме, - закон «категорического императива» («всякий человек не должен делать того, чего себе не хочет», или «всякий человек должен делать для других то, что может пожелать себе»). В этой книге приводится вариант закона комплементности – «Всякий дополняет других, как и сам будет дополнен», - системным исполнением которого достигаются «все блага для всех».
Законы и эвристики комплементирования можно получать, базируясь на основных положениях интегрологии – научно-методологического направления, связанного с изучением вопросов движения главного качества систем – их целостности, около двадцати пяти лет разрабатываемой мною и моими учениками для разных областей знания.
- Насколько важны психологические аспекты социал-комплементаризма и социальной интегрологии?
- Они становятся решающими, когда дело переходит в практическую плоскость, когда личности и группам надо действовать, преодолевая груз прежних представлений, тех же социальных мифов. Мировой опыт положительного решения отдельных проблем терпимости, толерантности, по существу сопряженных в пространстве прав человека, недискриминированности с проблемами взаимной дополнительности, уже показывает силу убеждений, а они в значительной мере достигаются через использование системы мер психологического плана.
- Наше время в истории, наверное, останется как период страха перед насилием, время террора. Поможет ли социал-комплементаризм сократить этот период?
- Психологическим и прагматическим императивом нашего времени является вытеснение и замещение насилия комплементностью. Соотношение между нарастающей комплементностью и свертываемым насилием – важнейший показатель уровня гармоничного развития общества. Это соотношение постепенно будет расти, потому что, в отличие от преследующего жизнь навязываемого насилия, комплементность - главный неисчерпаемый ресурс человечества, самосогласованный с процессом непрерывного совершенствования качества жизни.
Уверен, от ситуации «Мы и мир террора» обязательно придем к состоянию «Мы и Мир Комплементаризма».
- Остановимся, Валерий Николаевич, на НОВОМ главном социальном результате, что получен Вами и претендует на фундаментальность…
- Он заключается в обнаружении социальной тенденции, переходящей в доминанту, - последовательной всемирной реализации принципа триединого социального паритета для гражданско-общественного (частного) и государственного (общенародного) начал. Этот принцип объединяет условия:
- обязательной одновременной сбалансированной деятельности обоих начал;
- взаимозависимой, взаимонеобходимой (комплементной), взаимолояльной самостоятельности каждого;
- несмешиваемости их в выполняемых функциях.

Система Организации Нации России базируется на положении «Нации присущи взаимокомплементарные Социальность (как качество), Государственность и Духовность» (сокращенно: «Народность – Государственность - Духовность»). Соответственно, Систему Организации Нации России составляют раздельно ответственные перед Нацией: Общественная, Государственная и Духовная Организационные Системы.
Общественная и Духовная Организационные Системы образуют Систему Гражданского Общества Нации, сотрудничающую с Государством.
Основа Общественности как качества Нации – Общинность Нации, организованная как на базе традиционной системной Светской Общинности Нации, так и на всех новых формах (ассоциативной, кооперативной, корпоративной и других) Негосударственного Светского Коллективизма Нации.
Основа Государственности – Национальное Системное Общенародное Администрирование.
Основа Духовности – Национальная системная Конфессиональность на базе традиционной Духовной Общинности.
Нация есть системно организованный комплементный народ.
- Вами наблюдается, исследована и описана историческая тенденция ВЕЛИКОГО СОЦИАЛЬНОГО СИНТЕЗА - социального состояния, когда у ранее противостоявших, или противопоставлявшихся общественных светских, общественных духовных и государственных структур начинают последовательно объединяться (синтезироваться) усилия по согласованному, скоординированному, взаимно дополнительному (комплементному) управлению ресурсами нации.
-Великий Социальный Синтез - обнаруженный путь к ненавязанному всеединству, которое понимается и согласно воспринимается практически всеми. Этот путь не придуман, а открыт из эволюции общественных институтов, их взаимоотношений и отношения к ним людей. Это и есть ответ на Великий Социальный Вопрос или Вопрос-Об-Отношениях общества и церкви (т.е. гражданского общества) и государства.
Великий Социальный Синтез утверждает равнозначимость и взаимосвязанность государственной и негосударственной систем отношений, тем самым, воплощая в социальных технологиях два начала полной свободы - политическое и гражданское.
Великий Социальный Синтез ведет от демократии (как отношения народа к властвованию и принятиям решений) к народоволию (как отношению народа к социальному заказу, общественному волеизъявлению). Самоотстранение и секуляризация государственности - исторически важнейшая мировая тенденция и проблема. Национальная секуляризация – достижение всепроникающей светскости, освобожденной от догм церкви и государственности как квазицеркви.
Великий Социальный Синтез порождает проблему сохранения и развития самостоятельности и раздельной ответственности государственных и негосударственных систем нации.
Великий Социальный Синтез означает единство усилий либерального и коллективистского начала, причем в каждом случае, виде отношений это единство программно, комплементно и временно.
Великий Социальный Синтез базируется на «принципе унитарного (всестороннего) социального паритета», т.е. на условиях равенства возможностей влияния, равновесного баланса альтернативных социальных начал в специальных областях отношений.
Великий Социальный Синтез не может быть форсированно “введен” в жизнь нации или мирового сообщества. Он не может служить целью или лозунгом развития. Великий Социальный Синтез - сама суть развития, тенденция естественного развития при всех подъемах и спадах движения всех специальных видов структурирования в социуме, отражение потребностей и связанной с ними “воли” народа.
Осознание необходимости равновесия “частной свободы и общего блага” (Соловьев В.С.), т.е. частного и государственного, есть сознательные основания Великого Социального Синтеза.
Великий Социальный Синтез, равновесие частной свободы и общего блага и есть то истинное Право, к которому шло человечество.
Великий Социальный Синтез реализует принцип разделения социальных усилий через «симфоническое» взаимодействие гражданско-общественных и государственных учреждений.
Великий Социальный Синтез способствует общественной инициации различных программ, выполняемых на «поле социальных функций».
Главная практическая задача Великого Социального Синтеза - преодоление проблемы ограниченности ресурсов. Великий Социальный Синтез – это национальный путь к расширению объема задействованных, «влияющих», активных ресурсов.
Общественно-государственный союз дает социализацию с естественно-плановым (точнее – виртуально-методическим) регулированием процессов национального развития.
В этом и состоит суть Великого Социального Синтеза.
Великий Социальный Синтез позволяет народу выступать не пассивным, а активным заказчиком, участником реализации заказов совместно с государственными ветвями. Заказ в системе Великого Социального Синтеза объединяет возможности привлечения общенародного и частного богатства.
В соответствии с концепцией Великого Социального Синтеза единство общества достигается через взаимодействие по общим программам сотрудничества. Национальное программирование развития – это новая технология достижения единодействия народа. Великий Социальный Синтез позволяет получить единодействие на основе косвенного единосогласия по программам “единой заботы” о потребностях нации.
Великий Социальный Синтез обеспечивает переход от эпохи государственных уступок общественному мнению к эпохе государственного исполнения общественного заказа
Великий Социальный Синтез не дает некоего “переворота” в научном представлении о движении общества в целом, а стимулирует рассматривать комбинации обновленных социальных аспектов. Эти аспекты:
- отношения иерархических и сетевых социальных структур;
- обострение проблемы исчерпания источников “свободных” ресурсов;
- ограниченность крайних форм социальных технологий (крайняя государственность и крайняя антигосударственность, например, народовольцы и народники), проверенная на практике;
церковь, религиозные организации, рассматриваемые как разновидность общественных организаций;
социально-деловая активность негосударственных структур и их мощный финансово-материальный базис, соизмеримый с государственным (общественные фонды и т.п.);
- “триединый социальный паритет”, комплементность в частно-государственных отношениях;
- общество – основной национальный заказчик, проектировщик;
- государство – меньше хозяйственник, а больше - координатор;
- «сильная государственность сама по себе» невозможна;
- «идеальный гражданин» - не только государственник, но и общественник.
Социальные демократические свободные сети - главный социальный императив нации. Великий Социальный Синтез есть синтез комплементирующих общественных сетевых и государственных иерархических отношений.
- Постановка задачи Великого Социального Синтеза стала неизбежной после того, как разнообразные попытки государства - с наилучшими побуждениями в интересах общества - осуществлять монопольное управление полным объемом Обобщенного Народного Богатства на практике показали нереализуемость идеи всепроникающей государственной управленческой интеграции. Не так ли, Валерий Николаевич?
-Великий Социальный Синтез - целенаправленная трансформация социальных структур и технологий. Великий Социальный Синтез - не революция, а нечто глубоко эволюционное, глубоко естественное, наболевшее, созревшее и спокойно занимающее свое достойное место в истории. Великий Социальный Синтез - процесс принципиально мирный, несовместимый с революционными ускорениями. Это - естественный процесс, и возбуждающая массы пропаганда и агитация здесь не нужны. Требуется лишь углубление и распространение знания на тему Великого Социального Синтеза, осуществление образования, просвещения поколений по вопросам его истории, хода и возможностей.
Великий Социальный Синтез расширяет специальную общественную духовную (религиозную) идеологию до всеохватывающей общественной, в том числе - общественной духовной нерелигиозной, и, в итоге, ведет от борьбы идеологий к сотрудничеству, всепомоществованию, взаимопомощи.
Великий Социальный Синтез ведет к полному национальному образованию: общественному светскому, государственному и общественному духовному.

Великий Социальный Синтез - система отношений высшего порядка.
Великий Социальный Синтез – нечто, с чем невозможно бороться, чего нельзя насаждать, чего надо ожидать.
Спасение человечества – в Великом Социальном Синтезе усилий самопреобразованной государственности и самоорганизованной общественности.
Задача Великого Социального Синтеза – движущаяся и саморешаемая развивающимся обществом.
Великий Социальный Синтез Гражданским Обществом и Государством усилий в реализации программ национального развития уже начался. И это – естественная тенденция движения нашего Народа в достойное будущее.
В этом же – наша современная Национальная Идея.
- По определению Владимира Ивановича Даля, "принцип" - "научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают". Согласие в обществе – это далеко не только договоренности лидеров или неотступаемое единомыслие по мировоззрению. Согласие в обществе на деле – это постоянное комплементирование взаимных усилий организаций нации по общим программам. Выходит, принцип толерантности – предтеча принципа комплементности?
- Как и христианская любовь, комплементаризм есть метафизически - основа всего, а практически – основное руководство человеческого поведения.
Социал-комплементаризм принципиально оптимистичен и позволяет делать соответствующую коррекцию известных социальных оценок как современного состояния, так и будущего для мирового социума.
СК - социал-комплементаризм – первое, главное движение к полному изменению установившегося устройства жизни.
Изменчивый миропорядок движется в малоизменчивых принципах и быстро меняющихся формах и технологиях.
Один из самых фундаментальных и самых стабильных принципов - социал-комплементаризм.
СК настолько же вечен, насколько вечно общество. Другие «измы» преходящи. Человечество всегда занималось проблемой СК, но отвлекалось на «измы».
Комплементаризм - идея, объединяющая мир на все времена. Комплементирование высшего и низшего, сложного и простого, изысканного и утилитарного – движитель мира.
Предпосылки, основания, традиции и факторы консолидации, так или иначе, лежат в плоскости СК.
На торжествах, посвященных Дню России Владимир Владимирович Путин фактически сформулировал свою генеральную линию – единство и созидание нации.
И единство, и созидание строятся, основываются на понимании, на культуре социал-комплементаризма, органичности в единстве нации как целого.
- Нация принципиально комплементна. Народ комплементный есть нация. Нация системно комплементна внутри и вовне. Донесите, пожалуйста, до читателя суть этих высказываний…

- Будем говорить о том, что проясняется возможность новой истории комплементирования систем социализма государства и систем либерализма гражданского общества как составляющих полной системы капитализма нации, т.е. истории компитализма. Аналогично решается и проблема ситуации «столкновения цивилизаций», выдвинутая С. Хантингтоном. С позиций социал-комплементаризма мир переживает последние столкновения сугубо государственных цивилизаций и осуществляет переход к комплементному сосуществованию цивилизаций систем наций, строящихся, в свою очередь, на комплементаризме отношений гражданского общества и государства каждой нации.
Социал-комплементаризм имеет глубочайшие исторические корни, пережил сложнейшую последовательность своих вариаций практического интерпретирования и является несомненной перспективой социальных отношений.
Особо важно понимание комплементной дихотомности одного из достижений человеческой социальной, политико-экономической деятельности – отношений капитализма, построенных на технологиях получения в процессе движения стоимости ее прибавления, зависящего от активности привлеченных участников и используемого для социального развития. Эти отношения принципиально дуалистичны через социалистическую и либералистическую формы капитализма. Непонимание принципиальной включенности в систему капитализма дуальными составляющими нации, как отношений социализма, так и отношений либерализма приводило к трагически ошибочному однобокому манипулированию возможностями социализма, государственности, либерализма, корпоративности, капитализма, нации. Понятно, что все названные формы социальных отношений, в ошибочном понимании лишенные их полноценности, на том или ином этапе неправильного, ущербного применения объявлялись ограниченными, неадекватными и т.д., даже потенциально исчезающими.
- Напрашивается вывод: Вами, Валерий Николаевич, переосмыслена известная система социальных операциональных понятий и предложен взгляд на компитализм как движущуюся систему социальных отношений в русле тенденций социал-комплементаризма…
- Больше века компитализм развивался сам по себе как объективный процесс. При этом он испытывал вмешательства со стороны субъективного, видевшего его лишь фрагментарно и понимавшего искаженно. Эти вмешательства тормозили, а иногда останавливали и обращали вспять движение компитализма. А главное, требовали для его остановки больших жертв. И это вопреки тому, что так было нужно всему человечеству – системному использованию возможностей компитализма.
Случись своевременное понимание людьми предрешенности дела и прихода компитализма, двадцатый век был бы веком вхождения в эру мирового процветания, а нынешний двадцать первый век – первым веком установления этой эры.
Еще раз: компитализм есть комплементарный капитализм. Для каждой нации комплементарный капитализм образуется из комплементирующих (отсюда - название) между собой двух раздельных, несмешиваемых видов капитализма:
социализма как общенародного капитализма и
либерализма как корпоративного капитализма.
При этом под капитализмом понимается система движения капитала – как известно, «стоимости, дающей прибавочную стоимость». Прибавочная стоимость есть движитель обеих составляющих систем компитализма нации.
Все более организуемая система человеческого мира, идущая к конструктивной комплементной глобализации – сотранснационализации, образована самодостаточными, но взаимодействующими между собой комплементно «модулями» - странами, по-своему системно организованные народы которых образуют нации. Последние состоят из разделенных между собой, но комплементирующих сфер: гражданского общества и государства. Гражданское общество есть внутринациональная система всех негосударственных светских и духовных корпораций. Отношения между составляющими гражданского общества и государством налаживаются по принципу триединого паритета в тенденции Великого Социального Синтеза усилий для развития всей нации.
Сфера существования комплементарного капитализма – вся нация как комплементарное общество. Сфера проблем общенародных отношений в нации (отношений социализма) есть государство, а сфера проблем корпоративных отношений в нации (отношений либерализма) – негосударственное гражданское общество.
Сфера отношений гражданского общества – самоформирующаяся с частно-корпоративной формой собственности на средства производства, рыночной экономикой и частно-корпоративным распределением прибавочной стоимости, практически освобожденная (в этом смысле – «либеральная») от общенародных задач.
Сфера отношений государства – формируемая гражданским обществом и имеющая общенародную форму на средства производства, плановые экономику и распределение прибавочной стоимости, связаннная с общенародными задачами (в этом смысле – «социалистическая»).
Прибавочная стоимость нации во всей системе капитализма нации образуется за счет труда работников, нанимаемых владельцами средств производства. Она состоит из двух систем ее потребления и распределения: социалистической системы прибавочной стоимости от труда работников, нанимаемых государством (распределяется в общенародных интересах), и либералистической системы прибавочной стоимости от труда работников, нанимаемых корпорациями гражданского общества, т.е. светскими и духовными корпорациями (после уплаты государству налогов распределяется в корпоративных интересах).
Социализм и либерализм необходимо дополнительны, органично комплементны в жизни нации. Каждый из них присутствует, в основном, в «своей» сфере (государства и гражданского общества, соответственно), практически не смешиваясь. Частичное проникновение общенародных задач в сферу гражданского общества ведет к появлению гражданско-общественной части социализма нации (к гражданско-общественному социализму, соседствующему в системе гражданского общества рядом с превалирующим гражданско-общественным либерализмом). Частичное проникновение корпоративных задач в сферу государства ведет к возникновению государственной части либерализма нации (государственному либерализму, соседствующему в системе государства рядом с преобладающим государственным социализмом).
Неосоциализм и неолиберализм – это социализм и либерализм, отказавшиеся от тоталитарности и перешедшие к комплементности.
Объемы, занимаемые сферами государства и гражданского общества (последнего - в формах разнообразного и разномасштабного корпоративизма), социализма и либерализма в полном объеме всей нации, подвижны и определяются историческими и ситуационными обстоятельствами.
Основные встречавшиеся в истории теоретические и практические искажения гармоничного развития компитализма:
стремления вывести социализм или либерализм далеко за пределы «своей» сферы и монополизирующе распространить на всю общую сферу нации; отсюда соответствующие реляции и страхи, поверхностные заключения о победах и поражениях то социализма, то либерализма (например, заключение, что «Коммунизм, последний серьезный соперник либеральной демократии, потерпел крушение…» Ф.Фукуяма); непонимание, что хотя и было возвратно-поступательное социальное движение, но не было, и не могло быть, полных побед и полных поражений;
сокрытие (или отрицание) явления, факта капитализма всей нации и связывание отношений капитализма лишь со сферой либерализма (или наоборот) с исключением сферы социализма;
обманывающее искажение обращения с прибавочной стоимостью, отношения ее только к прерогативе буржуазии и лишение права на нее для любого гражданина;
вольная трактовка судьбы частной собственности, государства и нации без учета эволюции их сущности (например, движения от традиционных национальных государств - к системной организации нации с взаимно комплементирующими государством и гражданским обществом);
непонимание, что не важны социализм и либерализм сами по себе, а важна их комплементность в системе полного капитализма нации;
непонимание полного состава гражданского общества (в частности, вхождения в него органов местного самоуправления, финансово-экономических, духовных, т.е. всех негосударственных структур), потенциала и перспектив влияния, необходимости комплементности его отношений с государством и их взаимоответственности;
пролонгация надежд на социализм или на либерализм за пределы вопросов дуально-организационных (естественной дихотомии коллективной организации и индивидуальной самоорганизации), в область вопросов внутритехнологических, законов их внутреннего и взаимного движения;
выведение множества специальных законов движения социума, входящих в противоречия друг с другом, вместо системной опоры на универсальный закон комплементности.
Последнее бытующее искажение теоретиками «компиталистической» действительности: «…социализм, можно сказать, умер» (Г.Рормозер). На самом деле, раз появившись как система, социализм уже не умрет никогда, т.к. не умрет идея общенародности, которая оформилась в государственности и потом созрела до социалистичности. Социализм был поиском ответа на вопрос, что дальше делать с государственностью, и ответ с отмиранием государства, предложенный марксизмом, был ошибочным выбором из двух вариантов: быть или не быть. Утверждение идеи Государства в оформленном, целостном образе Социализма – величайший результат человечества к началу третьего тысячелетия. Именно завершение усилий, углубляющих понимание необходимости жесткой, устойчивой связи Государства и Социализма, освободило путь для последующего понимания такой же великой вечной связи между Гражданским Обществом и Либерализмом, а вместе со всем этим – понимания сути Нации как дихотомии «Государство-Гражданское Общество» (подобно тому, как, по Ю. Хабермасу, одно из качеств Нации - Власть Народа - представляется дихотомией «Административное-Коммуникативное»). Далее приходит и понимание сути Базиса Нации, Комплементарного капитализма, или Компитализма, как экономической дихотомии «Социализм-Либерализм».
Если что и умерло, то это – неправомочное противопоставление социализма капитализму.
- Значит, последовательно избегая в новом понимании организации нации подобных искажений, можно применить преимущества компитализма для совершенствования жизни каждой страны?
- Все искажения гармоничного развития основаны на том или ином насилии. Но прагматическим императивом нашего времени все же является вытеснение и замещение насилия комплементностью.
Соотношение между нарастающей комплементностью и свертываемым насилием – важнейший показатель уровня гармоничного развития общества. Это соотношение постепенно растет, потому что, в отличие от преследующего жизнь навязываемого насилия, комплементность - главный неисчерпаемый ресурс человечества, самосогласованный с процессом непрерывного совершенствования качества жизни.


Вместо послесловия

Перед Гражданским форумом-2001 Президент России Владимир Владимирович Путин собирал за круглым столом группу общественников. Впервые шла речь не о создании, например, очередной безответственной Общественной палаты при Президенте РФ, а о строительстве ответственной перед народом, по-новому дееспособной и достойно сотрудничающей с государством национальной системы общественных организаций. Хлынувшая затем волна комментариев обнаружила разнобой понимания сути Гражданского Общества, места в нем различных негосударственных организаций, а главное – его взаимоотношений с Государством. Ситуация усугубляется тем, что сегодня ни Конституция РФ, ни система законов, ни научная литература не имеют необходимую полноту и точность определений в этих вопросах.
Из поступающей информации видно, что общество по-разному взволновано серьезностью нового этапа социального строительства: одни обеспокоены не устраивающей их неизбежностью ревизии прежних идеологий, социальных институтов и технологий, другие – кажущейся им опасностью очередных «козней» государственников, третьи – наоборот, возможностью действительно новой, конструктивной государственно-общественной работы по развитию системы организации России.
Наш многолетний опыт практической и методической работы в области отечественного и международного общественного структурирования, определения тенденций социального интегрирования позволяет констатировать, что в России созрела ситуация четкого проявления комплексных потребностей и возможностей совершенствования организации народа страны - Нации. Сегодня именно полная и совершенная организация Нации – главный потребный рычаг радикальных конструктивных преобразований в России. Основой достижения этого является как обновляющаяся организация Государства, так и быстро кристаллизующаяся система Гражданского Общества.
Часто можно слышать о том, что Гражданское Общество России еще не существует, либо находится в зародышевом состоянии и т.п. Много путаницы и по составляющим Гражданского Общества, а также по его позиции в отношении Государства. По Гегелю: Гражданское Общество – все то, что стоит между семьей человека и Государством, т.е. все негосударственное. Последнее имеет Светскую и Духовную сферы организации. Обе сферы в России есть давно, достаточно структурированы и имеют развитие. Таким образом, де-факто можно утверждать, что в России система организации Нации имеет не только развивающееся современное Государство, но и развивающееся современное Гражданское Общество. Причем, Гражданское Общество – это не только некоммерческие светские и духовные организации, но и экономические негосударственные структуры, о чем часто как-то забывают, а именно они приводят в движение негосударственные финансово-материальные ресурсы Нации.
Чего все же не хватает в системе организации России и что предстоит делать?
В деле организации Нации недостает важного: совершенной системы разделения ответственности и распределения задач между Гражданским Обществом и Государством. Главное качество грядущих общественно-государственных отношений – их неизбежный системный синтез реализующий органичность, взаимодополнительность, комплементарность. Это – Великий Социальный Синтез, позволяющий лечить «болезни» прошлого. Исторически возникавшая взаимооппозиция Гражданского Общества и Государства противоестественна и губительна для целостного организма России. В сегодняшнем сложном мире она последовательно преодолевается в большинстве стран, и в этом - основа оздоровления мира в целом.
Конечно же, инициатива нашего Президента актуальна. Она проявлена в тот момент, когда в стране усилиями ряда негосударственных организаций разрабатывается концепция Федерации Гражданского Общества России (ФГОР). Создание и оформление поддержанной Президентом Системы Общественных Организаций становится важным предварительным этапом на пути создания ФГОР, которая должна объединить не только общественные, но и остальные виды негосударственных организаций. Только ФГОР позволяет создать юридически оформленный союз Гражданского Общества и Государства (Государственно-Общественный Федеративный Союз России), закончить эпоху бесплодной оппозиции Граждан к Государству и начать неизбежную эпоху общественно-государственной комплементарности в работе по программам национального развития. Президент России должен возглавлять не только Государственный Совет, но и быть Председателем органа национального масштаба – Государственно-Общественного Совета.
Это - не надуманная схема организационного развития государственно-общественного строя России, а отслеживаемая тенденция современного мирового национального структурирования, которому предстоит стать классическим.
В этом и выход из замкнутого круга противостояния национального и глобального: только самодостаточные в базовых направлениях национальные системы могут переходить к безвредному межнациональному структурированию. Рациональные международные отношения при незавершенности внутренней организованности наций недостижимы. Но это уже тема следующего разговора о взглядах Общественной ООН на глобальные отношения организованных народов.

Публикацию в «ЕС» подготовил
Денис АРКАДЬЕВ (подробно – в журнале «Европейская столица» №7-8, 2004 г. )