Великий Социальный Синтез

интервью 2

(из эксклюзивного интервью журналу «Европейская столица»)

Работа над данным материалом по времени совпала с событиями трагической для народа России недели, когда волны террора накатывались одна за другой, унося жизни наших граждан.
МУЖЕСТВО и МУДРОСТЬ – вот два неразрывных правила, которыми руководствуются люди в дни судьбоносных испытаний. МУДРОСТЬ часто позволяет предупредить, отклонить, избежать многих опасностей, не доводя до ситуации, когда последним средством остается МУЖЕСТВО. Надо только верить в силу МУДРОСТИ.
«Мир на пути к социал-комплементаризму» - так назывался представленный читателям в предыдущем номере журнала первый блок из материалов, публикуемых «ЕС» под рубрикой «Великий Социальный Синтез».
Сегодня разговор продолжится об одной из сторон новой МУДРОСТИ НАЦИИ, которая позволит организованно и адекватно отвечать на проблемные, безжалостные вызовы природного и человеческого происхождения: о системной комплементности нации.


Валерий УМНИКОВ,
Президент
Академии проблем
сохранения жизни,
Генеральный секретарь
Общественной Организации
Объединенных Наций:

СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ ДЕРЖАВНОЙ МЕТАНАЦИИ РОССИИ


- В предыдущем эксклюзивном интервью журналу «Европейская Столица» обсуждались основы Вашей, Валерий Николаевич, концепции Великого Социального Синтеза. Первые отклики читателей журнала больше связаны с вопросами применения положений Концепции к совершенствованию системы внутренней организации России и ее отношений в мире. Особенно волнует читателей вопрос современного понимания статуса России как крупной нации, как державы в мировой системе. Как известно, существуют взгляды на политические нации как на вытесняемые транснациональными системами и даже как на отмирающие социальные образования…
- Это – опасное заблуждение. На самом деле,
СИСТЕМА
УСТОЙЧИВЫХ
КОМПЛЕМЕНТИРУЮЩИХ НАЦИЙ –
ХРЕБЕТ
ГРЯДУЩЕЙ
СТАБИЛЬНОЙ
МИРОВОЙ СИСТЕМЫ.
Даже если отвлечься от разнообразия характера и уровня культур, экономик и политик сложившихся мировых политических наций, от их этнического, религиозного и экологического своеобразия, уникальности, самобытности и считать возможным «механическое» объединение укладов всех стран в общий мировой уклад, в мировую политико-экономическую целостность, то такая, казалось бы, «простая» модель мира окажется настолько сложной, что эффективное и устойчивое управление ходом мировой жизни станет невозможным.
Проблема в том, что все сложные системы по определению катастрофичны, и только деление их на более простые части, самодостаточные «модули» (а для системы мира эти «модули» - нации) дает возможность отодвинуть сроки катастроф, радикальных трансформаций, «бифуркаций», переходов на новые траектории развития. Так же и региональные системы связанных наций (или мировые региональные «метанации») из-за угрозы катастроф не могут перейти в состояние одной, объединенной нации. Факт: даже каждая отдельная нация стремится образовать внутренние, в той или иной мере, саморегулируемые «модули» (штаты, области, губернаторства и т.п.), чтобы снизить риск своей катастрофы.
Рассуждения об «отмирании» наций как структурных мировых образований и переходе через транснациональные технологии к миросистеме с единым управлением свидетельствуют о заблуждениях, основанных на незнании выводов и рекомендаций теории катастроф сложных систем. Главная рекомендация этой теории – увеличение в сложной системе возможно большего количества действующих обратных связей для предотвращения разрушения системы. Но часто выполнение этой рекомендации затрудняется из-за недостатка ресурсов жизни социума. Тогда остается переход от сложной единой системы к набору более простых систем. И чем меньше запас располагаемых ресурсов, тем более простые системы образуются из одной сложной. Учитывая растущий мировой дефицит жизненных ресурсов, можно утверждать, что замена в мировом сообществе сложившегося «хребта» из самостоятельных, но все более комплементирующих и устойчивых наций, некой единой «мировой нацией» грозит последующей ускоренной мировой катастрофой.
Существует же прогноз об угрозе распада примерно к 2050 году каждой из таких сложных федеративных стран, как США, Китай или Россия на десятки стран, как самостоятельных, так и в составе возможных конфедераций. На фоне такого прогноза даже только для крупных стран, попытки разработки проектов образования всеми народами некой единственной, уже сверхкрупной, «всемирной страны» с мировым правительством, напрямую управляющим всем сложным социумом планеты, просто несерьезны.

- Тогда, судя по Вашему анализу, можно утверждать, что
НАЦИЯ –
КОМПЛЕМЕНТНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ
«СПАСИТЕЛЬНЫЙ КОВЧЕГ»
В МИРОВОМ МОРЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ?

- Так и есть. Сегодня форма «национального государства» не погибает, как иногда утверждается, а переходит в более зрелую форму системно комплементной нации (СКН), т.е. нации, переросшей в систему, состоящую из взаимонеобходимых, комплементных государства и гражданского общества. Да, традиционные «государства-нации», в основном, выполнили свое историческое предназначение – развитие и испытание возможностей собственно государства – и теперь не просто уходят, а трансформируются в системно комплементные нации как потенциально более эффективные социальные образования, лишенные ограничений, характерных для прежних систем самоответственного этатизма. При этом надо подчеркнуть, что каждая СКН – комплементна как во внутренних, так и во внешних отношениях. Современная генеральная тенденция изменения к комплементности отношений двух основных сфер самой нации – гражданского общества и государства - нами названа «Великим Социальным Синтезом».
Нация будущего - в совершенстве системно и комплементно организованный народ. Главный потенциал нации – люди, их главный потенциал – организованность, основа же организованности – принцип социал-комплементаризма. Нация принципиально комплементна, т.к. только народ комплементный способен создать нацию. Поскольку нация системно комплементна внутри и вовне, постольку нация есть комплементно организованный «спасительный ковчег» в бурном мировом море социальных отношений.
Сегодня именно полная и совершенная организация нации – главный необходимый рычаг радикальных конструктивных преобразований в России. Основой достижения этого являются как обновляющаяся организация государства, так и быстро кристаллизующаяся система гражданского общества.
Россия по отношению к органически входящим в ее федеративную систему региональным политическим нациям является обобщающей их метанацией. Основой этого обобщения исторически выступает русская метакультура, носителем которой является основная часть населения России – русский народ.
- Но, согласимся, уважаемый собеседник: Россия не только Федерация, Метанация, но и признанная Великая Держава. Как связаны эти понятия?
- Сегодня в мире у крупных стран складывается по-своему новое качество:
КОМПЛЕМЕНТНАЯ
ДЕРЖАВНОСТЬ
МЕТАНАЦИЙ.
При интимности для каждого гражданина права на национальное самоопределение, на стремление к сохранению своей нации или к ее ассимиляции другой нацией, при невозможности насильственного регулирования этих отношений государством, обществом и семьей, жизнь в составе метанации снимает остроту этих вопросов для личности, нации и их окружения. Укрепление метанации способствует защите национально-культурных прав входящих в нее личностей, национально-культурных автономий народов и парированию претензий этнических элит.
Так же обстоит дело и с пропагандой национальной обособленности. Она как бы интимна для граждан нации: не запрещена, но и не поддерживается государством. В метанации же этот вопрос стоит менее остро, менее критично и для наций-участниц, и для самой метанации. В составе метанации все же менее заметно отличие между национальной обособленностью и самоопределением.
Равенство наций и национальностей в России поддерживается федеративным государством. На этой основе региональная нация в составе федерации (регистратора состояния метанации) выгодно делегирует часть своих государственных потребностей и функций федеративной государственной системе. Тем самым региональная нация расширяет свое участие до всех элементов федеральной госсистемы, а не замыкается на возможностях только своего региона.
Метанации имеют главными политическими признаками федерализм и державность той или иной формы. «Держава» в традиционном понимании – самосодержащееся, самозаботящееся, самоухоженное (или самодостаточное, или независимое, отюда – «могущее», могущественное), скрепленное, прочное государство, а теперь – и нация. Метанация по определению державна, заботлива по отношению к входящим в нее региональным СКН. Державность базируется именно на комплементности участников.
Федерализм как технология социального долговременного договорного структурирования и выстраивания отношений через комплементирование постепенно становится присутствующим не только в сфере государственно-политической, но и в сферах общественного и духовного организационного строительства. Т.е. для метанации федерализм все больше становится системным инструментом общесоциальной организации. Можно говорить о последовательно складывающейся системе общественно-государственного федерализма метанации.
Метанации – исторически возникшие относительно устойчивые образования как мера, средство против угрозы развертывания «борьбы всех наций против всех наций» или агрессивной глобализации («дурной» транснационализации). Именно метанации позволяют создавать условия перевода глобализации из плоскости агрессивной, эгоистической в плоскость прогрессивную, комплементную.
Антиглобализация в разных вариантах (например, традиционализма или национализма), подобно глобализации (например, в виде мондиализма или транснационализма), может быть как полезной (при гибкости), так и вредной (при крайности) для конкретных регионов и для всего мира. Именно в противостоянии глобализации и антиглобализации сближающую и оздоравливающую роль могут играть метанации. Метанации позволяют снимать крайности и другие трудности национализма и использовать сильные стороны межнационализма. Уже само образование метанаций есть оправданный, разумный, дружественный межнационализм в отношении естественно возникающего национализма.
Ведущие метанации мира последовательно кооперируются, комплементируют, закладывая основы международной системы общественно-государственных отношений. Метанация России является суверенной составляющей такой мировой системы.
- Комплементно входя в мировую систему, сама метанация России, в свою очередь, также является комплементной системой? Уточним, Валерий Николаевич, что представляет собой
СИСТЕМА
МЕТАНАЦИИ
РОССИИ.

- В составе метанации России ни одна, даже многочисленная, этническая группа региона не может открыто преобладать или паразитировать, обладать исключительным правом на контроль над территорией, институтами власти и ресурсами, на перекосы и асимметрии участия народов в социальном управлении региона, на сталкивание регионов к крайним формам суверенитета или самоопределения.
Особое положение у русских: для них «как-то несерьезно» говорить об установлении своей национально-культурной автономии, им скорее остается по всем регионам продолжать настаивать на бескорыстной передаче своего национально-культурного потенциала - русской метакультуры, присутствующей ненавязанным, принятым компонентом в культурном пространстве каждой суверенной нации системы метанации России. Именно сложившееся веками метаположение русских практически во всех составляющих системы наций России позволяет говорить о метанации России, органически связанной на основе русской метакультуры. Этнические же культуры обладающих своей государственностью народов России – основа этнической государственности каждой из российских региональных наций. Этническая русская культура, проникнув во все земли в системе наций России, давно стала связующей метакультурной основой системы объединенных наций России – российской метанации или метанации России. Русская культура так или иначе задает связующие принципы действия государства и гражданского общества каждой нации, определенным образом нивелирует разность в уровнях развития этнических культур, способствует их комплеменитрованию между собой и при этом сама же комплементирует с ними. Отсюда комплементная державность (или державность, полученная через комплементность) метанации России.
Понимание факта развития России как комплементной державной метанации позволяет преодолеть ложные положения о том, что в современной России якобы не существует рамочной идентичности, обеспечивающей устойчивую связность многокультурного пространства. Не политическая «Русская нация», опирающаяся механически или бюрократически на русское большинство населения, а метанация России как система органически комплементирующих региональных наций, выстроенная державной, вездесуще заботливой русской метакультурой – вот что такое сегодня насыщенный русскими людьми организованный народ России. Именно отсюда можно понять феномен единства и неделимости России.
- Сейчас все чаще говорят о Президенте Российской Федерации Владимире Владимировиче Путине как о «лидере нации». А можно ли говорить о нем как о «лидере метанации»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое
ЛИДЕРСТВО
В СИСТЕМЕ
МЕТАНАЦИИ РОССИИ.
В прошлом интервью уже упоминалось о возможном Председателе Государственно-Общественного Совета России. Если говорить подробнее, это лицо - Глава России, а значит, Лидер Метанации, осуществляющий руководство Государственно-Общественным Советом России, несущий функцию адресата подотчетности и обращения со стороны Федерации Гражданских Обществ России и Российской Государственной Федерации.
Глава России не может иметь общих властных полномочий (его нельзя будет считать «монархом», «императором» и т.д.), но он должен обладать правом от имени народа давать оценку в отношении состояния и перспектив любой из социальных систем метанации России. Глава России станет гарантом не только государственной, но и метанациональной Конституции России.
Главой России видится, по должности, всенародно избранный Глава Государства России, т.е. Президент Российской Государственной Федерации, обладающий государственными властными полномочиями и возглавляющий, как известно, Государственный Совет России .
Сегодня часто можно слышать о Владимире Владимировиче Путине, что он – «общепризнанный лидер нации», и по жизни это во многом так. Но до момента конституирования, легитимации самого термина «нация» (и «метанация») это - все-таки, литературный образ, а не социальный статус. Владимир Владимирович Путин ограничен в деятельности, к сожалению, своим сугубо государственным статусом. Поэтому пока он юридически не может считаться ответственным за проблемы всей нации, хотя и демонстрирует все необходимые личные качества для поста Главы Нации. Убежден: Владимир Владимирович Путин достоин стать Лидером метанации России ближайшего будущего.
Вставка:
Валерий УМНИКОВ: ВОТ КТО «МИСТЕР ПУТИН» (www.kreml.org)
Сегодня «режим Путина» обнаруживает себя уже как организующая доктрина социал-комплементаризма государственно-гражданского типа.
Когда сегодня некоторые предполагают, что Владимир Владимирович Путин – «главный российский либерал», то на самом деле они правы. Но только с одной, гражданско-общественной стороны отношений нации (Президент РФ постоянно заявляет о необходимости опоры на возможности гражданского общества). С другой стороны, одновременно В.В. Путин - и главный государственник-общенародник, а значит - социалист.
Постепенный синтез в одной личности как взаимно комплементных, дополняющих качеств государственных и гражданско-общественных, т.е. качеств социалистических и либералистических, дает Владимиру Владимировичу Путину последовательное приобретение того системного качества, которое выражается термином «Лидер Нации», пока термином неформальным.
Формальное звучание этот термин приобретет, как только будет оформлен Государственно-Общественный Союз России из двух комплементирующих базовых Федераций страны:
- уже имеющейся Государственной Российской Федерации и
- создаваемой Федерации Гражданского общества России (началось формирование ее Оргкомитета).
Если и когда Президент России возглавит Государственно-Общественный Совет России (как Системы организации Нации), он уже формально станет Лидером Метанации или Главой России.
Доорганизация России через реорганизацию Владимиром Владимировичем Путиным государства, а также через самостоятельную и с участием государства доорганизацию гражданского общества, позволит качественно изменить ситуацию с реализацией российского политико-экономического потенциала развития.
Важно, что не только на уровне всей России, но и в каждом субъекте нашей страны, имеющем свою государственную систему, возможны и внутренний государственно-общественный союз, и государственно-общественный совет, и глава, лидер субъекта (для региональной Нации – Лидер Нации, для Края – Лидер Края и т.д.). То есть. речь идет о целой системе лидерства в системе субъектов метанации России, в которой наибольшая ответственность ложится на Главу России.
- Наше издание, как Вам, Валерий Николаевич, известно, – «журнал двух столиц». Читателям интересен взгляд на нашу интерпретацию столичного статуса Москвы и Санкт-Петербурга. Но в России есть и региональные столицы. Если в метанации России проявляется целая система персонального лидерства, нет ли здесь и определенной «системы столиц»?

- Несомненно, исторически у нас была, а теперь и развивается целая
СИСТЕМА
СТОЛИЦ
МЕТАНАЦИИ РОССИИ.
- Считаю, что каждая из сфер метанации России своим развитием обязана всему народу, но можно выделить города, каждый из которых исторически воспринимается как столица, город-лидер в соответствующей сфере социальных отношений, традиций и заслуг. Возможен, например, следующий взгляд на статус ведущих городов России.
Столица государства России – Москва. В этом городе была заложена, развита и многократно отстаивалась российская государственность.
Столица гражданского общества России – Нижний Новгород. В нем заключена символически для России всеисторическая миссия гражданского ополчения Козьмы Минина с берегов великой Волги, вернувшего московскую государственность из ухода в небытие. В нем - сила российского мегаполиса, третьего по численности, по особому вкладу в российское культурное и оборонное наследие и могущество. Если гражданский Великий Новгород в период своего расцвета был антагонистически в оппозиции к Москве, уходя от так необходимого тогда комплементирования с молодым политическим центром, то Нижний Новгород всегда граждански комплементно крепил государственную мощь России, был надежным тылом Москвы.
Столица державной метанации России – Санкт-Петербург. За первые двести лет своего державного действия Санкт-Петербург максимально расширил границы страны и при этом закрепил их на принципах державного комплементирования экономик, культур и религий, сложив живущую и ныне державную метанацию России.
Эти три столицы – устойчивая опора для органичного развития всей страны, сложения в прочную конструкцию всего набора местных базовых элементов системы метанации.
Важно и то, что постоянно растет роль региональных столиц субъектов государственной системы России и центров-столиц российских административных округов.
Может быть, в скором времени журнал «Европейская столица» ждет статус российского «журнала трех столиц», а, может, даже и «журнала системы столиц».
- Кроме главнейших составляющих системы организации России есть и некоторые первичные социальные образования, совсем близкие интересам читателей. Что нового несет социальная комплементность для этого уровня элементов нации?
- Такие социальные образования наиболее разнообразны, однако у них общее то, что они – «кирпичики» или, иначе,
БАЗОВЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
СИСТЕМЫ НАЦИИ.
Это - большая тема, и ей следует посвятить отдельный разговор. Коротко же, важно следующее. Нам знаком часто звучащий в последнее время термин «местное самоуправление, МСУ». Именно эта система – важнейшая часть системы территориального самоуправления гражданского общества. Но сегодня она управляет территориальными образованиями с очень низким уровнем самоорганизации населения. Отсутствие полноценной системы в местной самоорганизации (МСО) делает органы МСУ малоэффективными. Социал-комплементаризм в местных отношениях позволяет создать новые полноценные системы МСО и МСУ.
Для этого в каждой территории административного деления местные представительные органы и местные администрации могут опираться на базовую сеть организаций внутритерриториальных общественных округов этой территории и на систему видовых, тематических (целевых, сословных) организаций местного сообщества, деятельность которых координируется постоянно действующими местными общественными ассамблеями, конференциями, собраниями и т.д. Очень важно, что при организации системы МСО должны сочетаться комплементно как территориальный, так и сословный принципы самоорганизации.
Территориальный принцип местной самоорганизации – главный в гражданском обществе, он позволяет обеспечить передачу и преемственность забот горожан о территориальном образовании как ландшафтном субъекте, о сохранении, развитии и пополнении структуры и инфраструктуры сложившихся или выделяемых по тому или иному признаку, или с определенной целью микротерриторий (районов, частей), улиц, домов (других сооружений) и т.п.
Существующие проблемы местного самоуправления имеют корни в местной неорганизованности, а если точнее – в местной недоорганизованности. Управление приобретает смысл тогда, когда есть организованная система, требующая управления. Если система недоорганизована, то заботы об управлении преждевременны. В первую очередь нужна совершенная местная самоорганизация. Типовые схемы устройства и функционирования таких организаций нами разработаны и сейчас внедряются в практику.
- Значит, Валерий Николаевич, может измениться влияние граждан на процессы развития России? И каким образом?
- Доорганизация устройства наций с самого нижнего уровня, с первичных территориальных образований позволяет изменить и технологии социального комплементирования, расширить возможности прямого участия каждого гражданина в обеспечении движения потенциала нации.
Особую роль станет играть представительство интересов и предложений граждан через народных депутатов, которые будут действовать по-новому в системе комплементирования усилий территориальных и целевых субъектов нации. Подчеркну роль и место народных избранников в данном случае:
НАРОДНЫЕ
ДЕПУТАТЫ –
СВЯЗУЮЩИЕ АКТОРЫ
КОМПЛЕМЕНТНОЙ
СИСТЕМЫ НАЦИИ.
Депутаты могут выступать важнейшими акторами непосредственного комплементирования в отношениях системы гражданского общества территории с исполнительными и государственными органами. Депутаты, обычно избираемые от территориальных субъектов и социальных образований нации для представления и отслеживания удовлетворения их интересов, станут оживленнее, чем прежде, работать как связующие элементы в комплементной системе нации.
- Наши читатели обратили особое внимание на Ваш, Валерий Николаевич, проект создания Федерации Гражданского Общества России, а затем – и Государственно-Общественного Союза России. Может быть, при наличии множества специальных федераций, ассоциаций и других интегрирующих образований гражданского общества в ней нет особой необходимости?
- Необходимость есть, и не только в названной федерации. Вот краткие соображения по этим вопросам.
ФЕДЕРАЦИЯ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
РОССИИ
Федерация Гражданского Общества России (ФГОР), объединяющая все виды негосударственных организаций, позволяет выполнить важнейший акт: создать юридически конституционный оформленный союз Гражданского Общества и Государства (Государственно-Общественный Федеративный Союз России, ГОСР) и начать эпоху общественно-государственной комплементарности.
ГОСУДАРСТВЕННО-
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СОЮЗ
РОССИИ
ГОСР видится как союз двух комплементирующих, взаимонеобходимых (а не взаимопротивостоящих) высокоорганизованных систем метанации - государства и гражданского общества. Тем самым закончится и доорганизация России в целом, переход ее в состояние системно комплементной метанации, без чего невозможно полностью задействовать имеющийся огромный политико-экономический потенциал страны. Сейчас полное движение потенциала России системно не контролируется. Создание ГОСР дает возможность планировать, обеспечивать и контролировать движение всего стратегического, оперативного и тактического потенциала России (лишь малой частью последнего является бюджет, предназначенный для исполнения государством).
Устройство и управление России как метанации должно регулироваться Конституцией метанации России.

КОНСТИТУЦИЯ
МЕТАНАЦИИ
РОССИИ
По содержанию Конституция метанации России должна соотноситься со всеми тремя базовыми взаимодополняющими организационными системами метанации: например, иметь две части, относящиеся к гражданскому обществу и к государству, первая из которых имеет два раздела – по вопросам светской и духовной общественности.
Каждая из основных организационных систем метанации должна иметь «свою» Конституцию, входящую неотъемлемым разделом в общую Конституцию метанации России. Существующая Конституция Российской Федерации практически без изменений может соответствовать государственному разделу Конституции метанации России - Государственной Конституции России.
- Для таких нововведений требуется соответствующее идеологическое обоснование. Не так ли, уважаемый собеседник?
- Без него не обойтись. И остановимся здесь на

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЕ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ
КОМПЛЕМЕНТНОСТИ
МЕТАНАЦИЙ.
Великий Социальный Синтез гражданским обществом и государством комплементных усилий в реализации программ национального развития уже начался. И это – естественная тенденция движения нашего народа в достойное будущее.
В этом же – наша современная Национальная Идея.
Генеральная линия Владимира Владимировича Путина видится нами как «единство и созидание метанации России». И единство, и созидание достижимы при понимании и использовании культуры социал-комплементаризма - базы органичности в единстве нации. Комплементность - главный неисчерпаемый ресурс человечества, самосогласованный с процессом непрерывного совершенствования качества жизни.
Мы живем в эпоху отмирания мирового кровавого антагонизма. И именно социальный комплементаризм выступает той пружиной, которая неумолимо подвигает мир к организованной, сбалансированной, качественной жизни.
Организм мирового сообщества развивается по своим законам и принципам, главный из которых – комплементность. Предпринимаемые попытки клонирования социума то ли в сторону крайнего национализма, то ли в направлении крайнего транснационализма конечно же тормозят ход естественной гармоничной программы мирового развития, несут неисчислимые потери жизней и ресурсов.
Отмирание антагонизма и переход к комплементаризму сопровождается земными последними безумиями, обострениями, свидетельствующими о временных локальных «победах» животного чувства над интеллектуальным. К сожалению, сегодня это неизбежно.
Но все же будущее движущегося мира оптимистично.
Универсалистский проект, который Россия может инициировать первой для преодоления проблем внутринационального и межнационального антагонизма – Мировой Системный Социал-Комплементаризм. Этот проект основывается на идеях Социал-Комплементаризма, разрабатываемых нами в соответствии с концепцией Великого Социального Синтеза.
- Констатируем, Валерий Николаевич: идеология требует ее документирования, например, в виде Манифеста.
- Вне всякого сомнения. У Вашего журнала имеется возможность первыми опубликовать подготовленные Академией проблем сохранения жизни «Меморандум» и открытый проект под названием «Манифест социал-комплементаризма».
«Социальная комплементарность всегда несла спасение прибегающим к ней людям. Это – не конъюнктура, не конформизм. Это – не простое объединение, а потребная, естественная, положительная и эффективная интеграция. Это - достойная спасительная органическая взаимодополнительность. Переход от случайных зачатков системной комплементарности, от фрагментарного опыта отдельных групп, иногда даже антигуманного, к интегрологически понятому гуманистическому Великому Социальному Синтезу, охватывающему все народы, дает спасение и человечеству» - так начинается текст Манифеста.
Сугубо государственные, только политические усилия по навязываемой интеграции возможностей отдельных наций часто ведут к той или иной, иногда весьма агрессивной, форме лишь политического интернационализма, когда гармония национального и интернационального невозможна.
Картины будущего сегодня искажены представлениями о возможном «растворении» наций и «засыпании» государства. На самом же деле каждая нация есть носитель особой культуры, которая представляет мировую ценность, а государство – форма общенародного сохранения нации. Поэтому каждая нация, ее государство должны сохраняться всем миром. Только нации, со-организуясь и со-образуя Миросистему Наций, способны отвечать своей постоянной гражданско-общественной доорганизацией на вызовы мирового беспорядка, преодолевать кризисы Миросистемы Государств.
Сегодня нации есть синтезированные естественным путем относительно простые «модули» для достижения определенной самодостаточности и антикатастрофичности их жизни в постоянно усложняющейся системе мирового сообщества. Безудержное укрупнение и усложнение организации мирового сообщества по принципам типа «Мир – один народ, одно правительство» опасно катастрофой сложного мирового сообщества. Оно может и должно сдерживаться региональным и национальным «модульным» устройством сообщества с максимумом внутренних и наружных обратных связей.
Укрепление антикатастрофного межнационального демократического мирового правопорядка и поддержка деятельности ООН в этом направлении могут стать по-настоящему эффективными только на последовательно внедряемой основе международного системного социального комплементирования. ООН неизбежно должна стать по существу «Организацией Объединенных в комплементировании Наций». Императив всеобщей безопасности, главный для сегодняшней ООН, должен постепенно вырасти, расшириться для нее до императива всеобщей комплементности.
Внутринациональный и межнациональный социальный комплементаризм – это и всемирная идеологическая основа для устойчивых международных отношений. Повторяю, комплементаризм, взаимная дополнительность – это не конформизм, не конвергенция и не вымученная толерантность. Это - органическое взаимонеобходимое и взаимополезное сотрудничество, взаимосуществование.
«Комплементирование суверенитетов наций» – вот формула, проявляющаяся стержневая тенденция направленного движения международных отношений. Все больше требуется переход от специального начала суверенитетов государств к универсальному началу суверенитетов наций. Намечается паритет суверенного и комплементного начал в системе международных отношений. Уже необходимы специальные международные усилия для достижения мирового организационно-системного правового комплементаризма. Активизированный фактор комплементности даст новую дееспособность международному праву.
Когда сегодня констатируется: «Государства существуют и действуют в поле международного права», речь идет фактически лишь о межгосударственном праве. Но, если стремиться задействовать полный потенциал мирового сообщества, то надо ставить вопросы шире: о нациях и межнациональном праве, о новых, именно межнациональных нормах. Мир развивается, и развиваются нормы. Сохранение прежних норм имеет смысл, и даже обязательно, но до тех пор, пока не будут подготовлены новые нормы, более совершенные. Если новые нормы готовы, тогда каждое сохранение в действии старых норм ведет к задержке развития сообщества. То же можно сказать и о принципах, на которых строятся нормы и отношения. Хотя принципы более устойчивы, чем вытекающие из них нормы. С другой стороны, системы принципов всегда открыты для рационального пополнения (например, система известных сегодня фундаментальных принципов прав человека - универсальности, неделимости, солидарности - пополняется принципом комплементности, органичной взаимодополнительности прав).
Когда все же признается и допускается, что «нормы международного права могут развиваться, уточняться, даже меняться», следует учитывать и использовать то, что их изменение может и должно быть направлено на достижение системной, органичной комплементности самих норм. Тогда, например, в системе последовательности отношений «личность-народ-общество-государство-нация» все виды прав органично-комплементны и ни один вид не может рассматриваться приоритетным, как, например, отдельно идея вида прав личности или идея вида прав народа и т.д., что часто случается.
Справедливо нередко звучащее мнение, что «человечество нуждается в новой культуре международных отношений», в новых идеях общности. И именно социал-комплементаризм – важнейшее направление выхода на новые линии идей и культуры права и отношений, в том числе – на вектор Культуры Мира. Важнейшее условие, позволяющее расширять зону Культуры Мира – это социал-комплементаризм. Большая Идея Антивойны тогда реальна, когда война станет неприемлемой помехой на пути неизбежного Эффективного Комплементирования Наций.
До сих пор мир как создавался, так и разрушался государственно-политически. Достижение неразрушаемого мира невозможно без опоры на системное участие гражданского общества и без всесторонних отношений на идеях социал-комплеменатризма. Общий консенсус в понимании актуальности перехода от антагонизма, насилия к норме комплементности - фундаментальная ценность современности.
Сегодня, в условиях серьезнейших вызовов нового века, мир ускоренно движется к системному социал-комплементаризму. И этот процесс разворачивается в Великом Социальном Синтезе комплементных усилий самопреобразованной государственности и саморганизованной общественности каждой, без исключения, современной нации. Один из опаснейших вызовов – терроризм, расползающийся по всей планете в массе разновидностей. Только страны, достигшие единства как полноценно организованные нации, комплементирующие внутри и между собой, способны мобилизоваться, выдержать его атаки и последовательно искоренить источники, полностью устранить условия его возникновения.
В противостоянии вызовам века мы, россияне, как и все земляне, все больше невольно становимся социал-комплементаристами.

- Обратимся, уважаемые читатели, к академическим текстам Меморандума и Манифеста.

*****

МЕМОРАНДУМ
АКАДЕМИИ ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ
От болезней роста - к качеству жизни
Как и все метанации, Россия подвержена болезням роста, мукам реформ. За последние двадцать лет она подверглась комплексным проверкам на способность выздоровления, выживания и перехода к качественной жизни. Новая Россия состоялась, и это – Россия жизненного социал-комплементаризма, страна нового движения ее потенциала. Впереди - путь уверенного гармоничного развития.
В последние годы Россию испытали негативной экономической политикой. Жизнеспособная Россия отвергла измышления об историческом поражении. Положительное движение экономики в новом столетии говорит о том, что испытание выдержано. Стоит задача гарантированного развития. Ее успешное решение зависит от способности народа полнее освоить имеющийся политический и экономический потенциал.
Теперь Россия располагает не только крепнущей государственной и общественной волей, оптимистическим видением целей политики и экономики, но и их идеологическим обеспечением на основе принципов социал-комплементаризма (подробная позиция Академии отражена в «Манифесте социал-комплементаризма»). В начавшейся модернизации, экономическом росте Россия воскресает, российское общество выходит из губительной апатии. Идет поступательное раскрепощение общественных сил, хотя большая часть элиты все еще равнодушна к жизни народа, а интеллектуалы отстают от самодвижения общества.
Именно развивающиеся идеологии и технологии социал-комплементаризма позволяют метанации России, как и многим другим странам, наконец, преодолеть последствия мирового кризиса, крайнего транснационализма, агрессивной глобализации и начать участвовать в разумном межнационализме, в глобализации комплементной.
Начав с первого системного облика комплементной метанации России, пойдем дальше и выше по ступеням грядущего роста качества жизни, в Великом Социальном Синтезе органичных усилий государства и гражданского общества.

*****

Открытый проект

МАНИФЕСТ
СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА

Мир перед вызовами века: ответ социал-комплементаристов

Изменчивый миропорядок движется в малоизменчивых принципах и быстро меняющихся формах и технологиях.
Один из фундаментальных и самых стабильных принципов мироотношений – СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ.
СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ настолько же вечен, насколько вечно общество. Другие «измы» преходящи. Человечество всегда так или иначе занималось проблемой СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА, но при этом отвлекалось на прочие «измы».
СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ - идея, объединяющая мир на все времена. Комплементирование, взаимная дополнительность высшего и низшего, сложного и простого, изысканного и утилитарного – движитель мира.
Социальная комплементарность всегда несла спасение прибегающим к ней людям. Это – не конъюнктура, не конформизм. Это – не простое объединение, а потребная, естественная, органичная, положительная и эффективная интеграция. Это - достойная спасительная взаимонеобходимая дополнительность. Переход от случайных зачатков системной комплементности, от фрагментарного опыта отдельных групп, иногда даже антигуманного, к принципиальному СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМУ, охватывающему все народы, дает спасение человечеству.
***
Мы, граждане России, разделяющие и проводящие в жизнь принцип СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА, российские социал-комплементаристы, объявляем о своей солидарности с международным сообществом в стремлении достойно встретить новые вызовы человечеству на пороге XXI века.
Мы выражаем уверенность, что выживание и качество жизни России и всех народов мира в текущем столетии во многом зависит от того, насколько широкое распространение и творческое применение получат фундаментальные ценности СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА:
готовность граждан и их организаций к осознанной системной всесторонней личной и коллективной комплементности (взаимодополнительности);
активная комплементность действий гражданского общества и государства в каждой нации;
настойчивая комплементность участников различных организаций мирового сообщества наций.
Мы берем на себя обязательство всемерно способствовать развитию и укоренению принципа СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА в России и во всем мире.
Мы полагаем, что стабильность и развитие метанации России могут быть достигнуты только в органичном комплементном сотрудничестве гражданского общества и государства.
Мы уверены, что только комплементная либерально-социалистическая экономика союзной системы гражданского общества и государства метанации России способна обеспечить динамичное накопление и справедливое распределение общественного богатства.
Мы полагаем, что первоочередная задача, стоящая перед социал-комплементаристами в текущем столетии, состоит в том, чтобы опереться на богатейшие знания и опыт, уже накопленные в различных социальных направлениях и подходах.
Мы убеждены, разделяя эти ценности и формулируя подходы к решению встающих перед Россией и человечеством проблем, что дальнейшее их применение в России возможно в первую очередь на основе накапливающегося отечественного опыта развития СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.
Мы отдаем себе отчет в том, что совершаем лишь первые шаги на пути к обществу системного СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА в России и в мире.
Мы обретаем в продуктивном движении растущую, невиданную в прошлом, взаимную комплементную поддержку друг друга.
Мы готовы передавать знания и опыт комплементирования каждому, но особенно всем тем, кто еще вчера враждовал, а сегодня переходит к сотрудничеству.
Мы формируем новую систему отношений, систему СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА, способную создать новую Россию и новый мир.
Мы полагаем, что только начинаем понимать богатство возможностей полной системы комплементных отношений.
Мы выступаем за продуманность и взвешенность шагов нашего вхождения в жизнь по принципу СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.
Мы с надеждой и вдохновением отмечаем общемировую тенденцию разностороннего и разнообразного СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.
Мы признаем заслуги всех народов мира в деле развития и применения принципа СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.
Мы с равным уважением относимся к любому опыту СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА каждой нации.
Мы сознаем, что первые шаги СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА – не самые трудные, но самые важные.
Мы выступаем за СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ всех, всегда, везде и во всем.
Мы обязаны представлять себе ответственность перед современниками и будущими поколениями за ускорение наступления эпохи СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.
Мы выступаем за национальный государственно-общественный союз, как главнейшую организационную форму СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.
Мы подтверждаем, что принимаем на себя все первые трудности миссии идеологов и работников СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА.


- Спасибо, Валерий Николаевич, за приглашение к содержательному диалогу и за Ваши оценки возможностей журнала «Европейская Столица».
Но, надо полагать, точку в нашем разговоре ставить рано? Мне знакомы в куда большем объеме Ваши труды по Великому Социальному Синтезу…
- Сказано далеко не все. Впереди – полагаю, на страницах журнала «Европейская Столица» – освещение новых, не менее важных вопросов Великого Социального Синтеза. И, конечно, проблем его практической реализации.

Публикацию в «ЕС» подготовил
Денис АРКАДЬЕВ (подробно – в журнале «Европейская столица» №9-10, 2004 г. )