* Международные и внутринациональные социальные отношения последних десятилетий строились через горький опыт их несовершенства. В целом мировая и российская социальная картина жизни не радует ни состоянием, ни тенденциями.
* Весь мир живет в периоде грандиозного перехода к новым социальным отношениям. Переход этот изобилует и стимулируется старыми и новыми проблемами.
Общечеловеческая проблематика проистекает
из расточительства, истощения, неравномерного и несправедливого распределения природных, особенно энергетических, земельных, минеральных и водных, ресурсов;
загрязнения окружающей среды, исчезновения видов растительного и животного мира, потепления атмосферы;
увеличения народонаселения, урбанизации, угрозы информационного взрыва, всеохватывающей мании потребления и экономического роста, противостояния богатства и бедности, безработицы, голода;
инфляции, коррупции, бюрократизации государственного и негосударственного управления, разложения социальных, в том числе и демократических, систем и технологий, социального отчуждения молодежи, девальвации моральных, культурных и эрозии духовных ценностей, социальной несправедливости, несовершенства образования, роста преступности, наркомании и алкоголизма, недостаточности медицинского обеспечения, высокооснащенного милитаризма, международных конфликтов, национализма, терроризма, дисгармонии основных внутренних и международных социальных отношений, неспособности общества предусматривать кризисы, выходить из кризисов и управлять послекризисной ситуацией;
накопления знаний, достижения определенной широты и глубины понимания мира при одновременном накоплении груза заблуждений и последствий от ошибок.
* Состояние государственных дел не вызывает оптимизма. Опыт работы государственных и межгосударственных учреждений, показывает углубляющееся противоречие между ростом потребностей в соответствии сложностям жизни принимаемых государственных решений и тревожной ограниченностью возможностей государств в удовлетворении этих потребностей.
На перспективу состоятельность государств как социального инструмента независимо от формы правления регулярно подвергается сомнению.
* Государство – лучшее творение ума Человека, и отказаться от него он не в силах. Централизованная государственная форма управления не отомрет, а будет продолжать совершенствоваться наряду с другими социальными отношениями. В дальнейшем ей будет присуща большая степень заботы об универсальных проблемах общества, чем о социальной конкретике.
Человек все меньше будет непосредственно взаимодействовать с Государством в текущей жизни, все больше подчиняясь нормам, правилам, устанавливаемым местным самоуправлением и другими негосударственными, общественными учреждениями.
Расширение сферы ответственности общественных светских учреждений и сужение сферы ответственности Государства ведут к повышению качества отношений между Человеком и Государством. Это – будущее.
* Пока же государственные структуры все чаще и больше испытывают дефицит финансово-материальных средств для получения информации о состоянии своих стран и мирового сообщества в целом, а главное - для изменения, управления состоянием в нужном направлении. Число объектов, требующих государственного контроля и управления, непрерывно, по существу стихийно, растет. Возможности же управляющих структур прогрессирующе отстают от этого роста. Государственный бюджет большинства стран составляет лишь малую часть от реального внутреннего валового продукта. Из-за ограниченностей государственного регулирования и сам ВВП по объему гораздо меньше потенциально возможного Государства всего мира слабеют.
Сегодня кажущаяся безысходность ситуации идет от остатков представления, что “негосударственного” как такового мало, что все важное так или иначе “государственно”, а потому именно государство должно охватывать “все или почти все”.
Но сложная система любой нации не может быть полностью управляема только из центра. Всегда есть сфера жизни без прямого государственного регулирования. Она и есть “негосударственное”, и эта сфера неумолимо растет, вызывая к жизни новые социальные явления.
* Главным современным новым социальным явлением нашей древней Государственно-Церковной Цивилизации стала бурно растущая в XX веке система светских общественных структур, как бы нейтральных к факту существования Государства, но обязанных своим появлением именно тому опыту, который показал ограниченность государственных технологий.
Система новых общественных, негосударственных структур постепенно и последовательно заполняет, качественно осваивает то социальное пространство (в финансах, экономике, культуре, духовности), которое Государство и Церковь уже не могут удержать в эффективном прямом, монопольном управлении и влиянии.
* В близкой грядущей новой мировой организации императивом станут народные проблемы сохранения жизни и ее качества. Сохранение и обеспечение качества жизни народов возможно лишь при новой системной организации социума.
Для реализации нового качественного социального управления и влияния необходимо системное привлечение не только остающихся серьезных государственных и церковных возможностей, но и растущих ресурсов появляющихся и развивающихся национальных и межнациональных негосударственных, неправительственных светских организаций больших и малых форм.
* Разработка современной общенациональной и межнациональной парадигмы справедливого социального развития и ее последовательная реализация возможны лишь при системном скоординированном и синтезированном взаимодействии, согласном движении духовно-нравственного, творческого, информационного, финансово -]
материального потенциала всего общества, т. е. потенциалов государственных, общественных светских и общественных духовных организаций, основанных на потенциале частных возможностей каждого человека.
* В мире такую координационно-объединительную подвижническую функцию должна выполнить в системном взаимодействии с уже существующими международными межправительственными и межконфессиональными организациями создаваемая сегодня Международная Общественная Организация
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ОООН),
NONGOVERNMENTAL UNITED NATIONS ORGANIZATION
(Nongovernmental UNO, NUNO),
организация, учрежденная на межнациональной негосударственной, неправительственной общественной основе.
В отдельных странах органами национальной координации должны стать учреждения ОООН -
НАЦИОНАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
(Национальные Ассамблеи ОООН),
и другие организации неспешно создаваемые ОООН во всех странах мира.
* Существующая межправительственная ООН фактически является Организацией Объединенных Государств (ООГ), а не полностью “наций”, как сказано в ее названии.
Логично, что множество национальных и международных общественных, негосударственных, неправительственных организаций сегодня подошло к объединению через Общественную Организацию Объединенных Наций (ОООН) как мировую организацию светских общественных учреждений.
* По современным представлениям, не только Государство, а Страна в целом, или Нация, должна быть сильной своей отлаженной Системой “Общество-Церковь-Государство”, где каждая составляющая несет свою долю ответственности и выполняет свою часть работы по укреплению нации.
Раздельность государственного, общественного и духовного социальных сегментов по ответственности не явится будущим препятствием для общих усилий, а наоборот, создаст новые возможности по организации подготовки, обеспечения и качественного совместного выполнения программ национального развития.
Именно совместная работа над национальными программами и даст тот Великий Социальный Синтез государственных и общественных усилий, который веками не удавался как разрозненным светским и духовным общинам, так и отягощенным непомерным грузом многочисленных обязательств государственным системам.
* Человечество живет во время политических, религиозных и гражданских свобод, достигнутых лишь в основном.
Сегодня сферы ответственности и действий Государства, Церкви и Общества обозначены в самом общем плане, поэтому и нет еще условий для полного движения национальных ресурсов.
Завтра система законов и норм отношений Государства, Церкви и Общества будет дополнена и уточнена таким образом, чтобы обеспечить движение всех национальных ресурсов. На этой основе народы придут к временам полных политико-административных, церковно-духовных и общественно-гражданских свобод и возможностей.
Нехватка ресурсов – главная характеристика общества ближайшего будущего. Человечество вынуждено будет искать новые, экономные, рациональные формы отношений. Технологии Великого Социального Синтеза усилий Государства, Церкви и Общества позволяют строить именно такие отношения.
* Сильной стороной Государства всегда являлся длительное время развивавшийся и усиливавшийся его статус системной ответственной общенародности, точнее – общенациональности. Никакая иная
общественная форма до сих пор не допускалась отвечать за общенародные вопросы. Но хронические недостатки и ограничения иерархического государственного управления и иерархического церковного влияния вынуждают государство и церковь частично уступать поле социальных усилий неиерархическим технологиям.
Теперь светские негосударственные организации стремятся создать свою систему, отвечающую за состояние нации там, где бессильны иерархии. Эта система разнообразных самоуправляемых территориальных и нетерриториальных организаций, сохраняющих самостоятельность, и в то же время взаимосвязанных, становится принципиально неиерархической, в частности – сетевой, а значит более экономной, гибкой, демократичной и живучей.
Общественная ООН создана как международныйо социальный методологический и практический центр для регулярной подготовки:
методологических и организационно-технологических основ уверенного, устойчивого и прогнозируемого социального, духовно-культурного и экономического развития наций;
неправительственных заказов исполнительным социальным структурам по национальным и межнациональным программам развития;
условий создания и работы систем культурного, духовного, информационного и финансово-материального обеспечения и поддержки совместной деятельности общественных и государственных структур по выполнению национальных и межнациональных программ развития.
* В основу строительства и деятельности Общественной ООН положена концепция Великого Социального Синтеза ответственных усилий неправительственных светских и духовных организаций и государственных учреждений по национальным и межнациональным программам развития. На новом историческом этапе ставится задача сбалансированного, скоординированного и ответственного сотрудничества Общества, Церкви и Государства по всему миру.
* Сегодня становится опасным недопонимание действующими государственниками, общественниками и духовниками своего будущего, предопределенного ходом истории. Многие беды современного человечества прямо связаны с незавершенностью, неполнотой организации сотрудничества в современном социуме как на национальном, так и на межнациональном уровнях отношений, а также с неразделенностью между социальными институтами в системном порядке сфер ответственности перед каждой нацией и перед миром.
* По мере развития мирового сообщества растущие системы неправительственных организаций в каждой стране и во всем мире представляют собой все более необходимый фундамент для национального заказа и привлечения дополнительных ресурсов.
С каждым годом все больше степень зрелости каждой межгосударственной и государственной системы характеризуется степенью совершенства поддерживаемой и развиваемой системы объединений неправительственных, общественных межнациональных и национальных структур.
Будущая же дееспособная государственность возможна только в согласии и взаимодействии с организованной, активной общественностью - в этом суть концепции Великого Социального Синтеза.
Отсюда следует и то, что по мере совершенствования социальных отношений
взаимная лояльность большинства национальных и международных государственных и общественных структур принципиально неизбежна,
и традиционное преобладающее оппонирование неправительственными организациями деятельности государственных и других политических институтов постепенно должно перерасти в гибкое взаимонеобходимое сотрудничество при росте полезного влияния общественности как социального заказчика.
* Поэтому система государственных и межгосударственных политических структур будет постоянно уравновешиваться независимой системой внутринациональных и межнациональных общественных, негосударственных учреждений.
ВСС ведет дело к национальным программам, в которых головными могут сбалансированно выступать как государственные, так и негосударственные учреждения.
* Главная функция Общественной ООН как Генеральной всемирной неправительственной структуры, как активного символа всех негосударственных организаций -
свободный от политической предвзятости анализ каждого национального, а также международного опыта социального развития
и разработка базовых, концептуальных международных документов как основы для последовательного создания и эффективного действия целостной и гармоничной мировой системы национальных и межнациональных отношений, негосударственного обеспечения движения народных духовных, культурных, финансово-материальных и других ресурсов.
* Важно подчеркнуть, что ОООН создана в поддержку, а не в оппозицию существующим межправительственным и межконфессиональным учреждениям.
* В отличие от государственных традиционно иерархических отношений система общественных структур имеет истинно демократические неиерархические отношения, реализуемые на основе МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ.
При преимущественно сетевых, а не иерархических формах организации и отношениях, каждому участнику как коллективному, так и индивидуальному, предоставляется возможность вступать в прямые активные отношения, в диалог со всеми остальными участниками без преодоления ранговых барьеров.
* Единство целей национального развития - основа для Великого Социального Синтеза усилий государственных и общественных учреждений.
Именно единоцелие позволяет считать, что отношения между общественностью и государством при Великом Социальном Синтезе не являются некоторым компромиссом. Они ни в чем не уступают одно другому и не отступают от чего-то своего. Каждая сторона делает то, что у нее лучше получается в общей задаче.
* Единоцелие ответственной деятельности общественных и государственных структур приводит к перспективной Доктрине коллективного институционального (смешанного, гибридного) управления процессами в обществе. В ее основе - необходимость согласованного, более полного, ответственного вхождения общественности в сферу прежних государственных управленческих усилий.
При этом регулятором социальных отношений становятся два основных социальных института:
1) невластные негосударственные организации, имеющие долговременные коллективы проектирования и исполнения национальных программ-заказов, и
2) властные государственные учреждения с более часто меняющимся при выборах составом управленческих коллективов по исполнению, реализации социальных заказов.
* Различают два типа взаимозависимости: взаимозаменяемость и взаимодополнительность (в первом случае одна система может служить вместо другой, во втором они служат совместно). При Великом Социальном Синтезе государственная и общественная системы переходят от стремления одной быть вместо другой, заменить другую - к взаимодополнительному сотрудничеству. Борьба сменяется сосуществованием при совместной полезности обществу.
В ВЕЛИКОМ СОЦИАЛЬНОМ СИНТЕЗЕ УСИЛИЙ САМОПРЕОБРАЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И САМОРГАНИЗОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ - СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
* М а т е р и а л ь н о й о с н о в о й нового развития и самоопределения гражданского сектора являются объективно растущие в объеме финансово-материальные ресурсы, активы, находящиеся в управлении у множащихся и крепнущих негосударственных образований, а также в распоряжении у все более расширяющегося круга состоятельных невластвующих физических лиц .
* Н р а в с т в е н н о - к у л ь т у р н о й о с н о в о й становятся демократизм, либерализм и коллективизм отношений участников Общественных Систем. Они будут характеризоваться равнодоступностью для общения, возможностью свободно высказывать для всех свои предложения и действовать (!) через использование неиерархической, сетевой организации социальных культурно-духовных и материально-финансовых взаимоотношений.
* Сейчас пока проще говорить лишь о программах достаточно надежного локального высокогарантированного обеспечения сохранительного, разумного по запросам человеческого существования.
При этом генеральной линией останется сохранительное сосуществование социальных локальностей; для каждой страны - ее регионов.
* Социальное служение - общая задача общественных и государственных (государственно-политических) сил.
* Национальные и международные социальные структурные сети позволяют на комплексно интегрированной, совокупной основе вести всесторонний оперативный системный учет разнообразных социальных потребностей и обеспечивать системные действия по их максимальному удовлетворению за счет более тщательного использования Обобщенного Народного Богатства.
* Структурно национальные, региональные и местные социальные сети образуются из ячеек - ”модулей”. Каждый модуль через свои составляющие (для Местной Унитарной Социальной Сети - через такие составляющие, как Местная Общественная Ассамблея, Местные Социально-Деловые Центры, Местные Социально-Культурные Центры, Местные Народные Паевые Фонды Взаимопомощи и т.п.) участвует в программах соответствующей сети социальных отношений, и только на время участия считается входящим в сеть по той или иной программе.
Модули не должны быть некой униформой. Их состав, связи и функции могут отличаться в сетевом пространстве и во времени.
* Сеть имеет признаваемый всеми протокол отношений ее социальных модулей. Протокол распространяется на модули только во время работы в составе сети. Жизнеспособность социальной сети слабо зависит от количества модулей, как и модули могут быть не только постоянно связаны с сетью, но и определенное время автономны от нее.
Потребность получить услуги сети стимулирует модули принимать к исполнению обязательные положения протокола сети. При временной автономной работе модуль может жить по протоколам, не имеющим отношения к правилам сети.
Равноправие модулей позволяет неограниченное расширение сферы действия сетей.
* Организационно-технологической основой для унитарных социальных сетей, а соответственно и для осуществления положений Великого Социального Синтеза, являются развивающиеся мировые и национальные информационные и другие сети. Чем глубже решены вопросы и шире распространены достижения сетевой информатизации, тем больше общество подготовлено для Великого Социального Синтеза, т.к. при этом демократичнее (доступнее и оперативнее) работают горизонтальные и вертикальные социальные связи, не зависящие от ограниченных возможностей центральных государственных органов. ”Сотрудничество против конкуренции, открытость против контроля” - прогрессивное базовое положение сетевого социального взаимодействия.
* Основные принципы построения и работы ОООН и ее учреждений:
1. Равенства по отношению к использованию всех возможностей и выполнению всех обязательств Организации.
2. Взаимоуважения Членов Организации, независимо от возможностей или степени участия в программах Организации.
3. Ответственности за неискаженное и полное представление вниманию мирового сообщества потребностей сохранения, жизни и развития Личности - Группы - Народа в каждой точке планеты.
4. Равнодоступности в общественных отношениях на основе перехода от преимущественного использования иерархических структурных связей к широкому развитию сетевого социального структурирования.
5. Взаимопомощи и разумной солидарности Членов Организации, стремления улучшить положение и возможности каждого в системе отношений Организации.
6. Открытости для участия и по деятельности отдельных Членов, и Организации в целом.
7. Невмешательства в дела государств, если не предложено соответствующее участие в интересах мирового сообщества, регионов мира или отдельных стран и народов.
8. Добросовестности и тщательности в выполнении взятых по Уставу ОООН (далее - Уставу) обязательств, чтобы обеспечить всем Членам Организации в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к Организации.
9. Системности в деятельности по подготовке и реализации конкретных национальных и межнациональных программам развития через Комитеты по направлениям деятельности, способные для этого создавать или приглашать специальные учреждения.
Генеральный секретарь Общественной Организации Объединенных Наций Умников Валерий Николаевич
Для контактов:
По поводу содержания - Главный почтовый ящик NGUNO: secretary@nguno.org
По поводу оформления и работы - Веб-мастер: webmaster@nguno.org